?

Log in

No account? Create an account

oksanasmirnova


Вопросы никогда не заканчиваются


Previous Entry Share Next Entry
О книгах: Горан Петрович "Атлас, составленный небом"
oksanasmirnova
Друзья мои! Делюсь впечатлениями о книге сербского писателя Горана Петровича «Атлас, составленный небом», которую я на днях закончила читать.
Впечатления.
Это необычная книга. Удивляет в ней многое. Перечислю по важности для меня:
1)Метафоричный, глубокий и красивый стиль изложения. Он меня и зацепил. Его сравнивают с языком Павича. Но Павич мне не пошел: показался негативным и депрессивным. Стиль Петровича легкий и жизнеутверждающий. Я восхищалась автором и переводчиком страница за страницей. Это восхищение заставляло меня продолжать разбираться в запутанном сюжете.
2)Причудливое переплетение фантазий и реальности. myasnikova_kat сказала бы, что это интуитская книга (Привет всем поклонникам соционики). Признаюсь я так его и не распутала: книга осталась непонятной для меня. Поэтому есть желание ее перечитать.
3)Сюжет, завуалированный обилием метафор, вызывает желание его распутать.
Перевернутое мировосприятие: все, что необычно, выходит за рамки разумного и принятого, подается как правильный и вполне обычный стиль жизни. Герои живут в доме, где крышей по их желанию является небо. Они борются за право оставить над домом именно этот вариант крыши. Свою жизнь они видят в отражениях зеркал,  показывающих прошлое, настоящее, будущее, а также ложь и правду.
«В нашем доме есть два главных зеркала: Западное и Северное. Оба они находятся в гостиной, висят на стенах, соответствующих этим сторонам света.
Западное зеркало служит для наблюдения за ложью и истиной. Ложь и истина в нем разделяются и предстают каждая сама по себе, не смешиваясь, и так их можно ясно рассмотреть. На левой стороне кристаллизуется ложь того, кто находится перед зеркалом, на правой - истина. Так что уже из одного только этого понятно, что процесс отражения в Западном зеркале проходит очень болезненно. Неживые объекты ломаются, трещат и скрипят, живые потеют, их бросает то в жар, то в холод, дыхание затрудняется, начинаются страшные головные боли.
Благодаря всему этому Западное зеркало за свою историю сменило много хозяев, и его происхождение бесследно затерялось в многочисленных складках перемен. Легенды говорят, что для некоторых своих хозяев оно было даже смертоносным - люди чаще всего не в состоянии пережить разделение лжи и истины. Что же касается относительно безобидных последствий (постоянные и временные формы безумия, исчезновения, судороги, вывихи челюсти как следствие крайнего изумления, постоянно вытаращенные глаза, временные утраты смысла жизни), то их перечислять просто бессмысленно. Поэтому и неудивительно, что дольше всего зеркало задерживалось в руках тех, кто соткан или из чистой лжи, или из чистой истины. Естественно, для них отражаться в таком зеркале было вовсе не так мучительно. В силу того что они видели себя лишь в какой-то одной половине зеркала, им не приходилось переживать болезненное раздвоение своего лица.
Определенные проблемы, вызванные обладанием такой неудобной вещью, мы решали с помощью того, что старались как можно чаще смотреться в Западное зеркало - так мы не позволяли лжи и истине переплестись в нас настолько, что их разъединение стало бы слишком затрудненным и болезненным. Со временем пользоваться этим зеркалом сделалось для нас гигиеническим навыком - так же, как следует регулярно чистить зубы, следовало и регулярно анализировать актуальное соотношение лжи и истины в каждом из нас отдельно. В любом случае это было полезно делать хотя бы для того, чтобы какой-нибудь случайный, непреднамеренный взгляд, брошенный на поверхность зеркала, не стал роковым для владельца лица».
Сны и реальность героев переплетены так, что они сами не всегда могут отличить одно от другого: «Так же реально, как  пахнет снящийся цветок, может сорваться  с кручи настоящей; из некоторых снов очень трудно найти выход, но, кроме всего прочего, в снах обитает необыкновенно страшное существо по имени Морь».
Неотъемлемой частью их жизни являются «талисманы против всех зол», состоящие из  52 «составных элемента». Эти элементы меня поразили:
«Для восьми талисманов против всех зол и бед следует взять: из левого глаза отражение буквы Альфа; меньший круг из тех, что описывает стрекоза на поверхности воды; щепотку нежности цветочной пыльцы; скорлупку свода размером с ноготь большого пальца; самый короткий шум роста молодого дерева тиса; вечный запрет оборачиваться; по своей мере силу семени; вдвойне надежды; пару крыльев красивого сна; подмышку порхания голубя; точку пересечения углов зрения; столько снежинок, сколько может поместиться на длинных ресницах; слов любви в таком количестве, какое уместится во рту; ноздрю запаха душицы; по хорошему вдоху всех четырех ветров; как можно больше весеннего света; неизмеримое упорство тайны; любую часть радуги; полстакана блеска белого камня на дне ручья; два ингредиента, которые всплывают в памяти лишь в день приготовления талисманов; на глазок разноцветной пыльцы дневной бабочки; связку магии ключей; зернышко шуршания скарабея; постоянную мысль о влаге перепонок; по желанию песни сверчка; клуб дыма из домашнего очага; на кончике ножа пламени; пядь длины пера облака; осколок сверкания молнии; обычную капельку знания воды; докуда достанет взгляд полета сокола; вертикаль по крайней мере до пятой небесной сферы; в другую ноздрю запаха земли; много смеха, которого никогда не много; для серьги жужжания пчел; пока не заплутает среди стволов, взгляд на лес; заносчивость травы под названием "упрямство"; вязанку послеполуденной тени смоковницы; нанизанные на нитку поцелуи; немного шума деревянной прялки; горсть тепла птичьего пуха; широкий взмах букетом базилика; искусство наблюдать квадрат; вокруг всего линию окружности и из правого глаза отражение буквы Омега».
Я думаю, что приведенные отрывки позволят вам понять стиль и решить для себя, читать или не читать.
На мой взгляд, если вы любите понятный и реалистичный сюжет и ясность изложения, то эта книга не для вас. Если вам нравится красивый язык, обилие метафор и сюжет, который хочется распутать, то Петрович придется вам по душе.
Мне книга понравилась, пожалуй, на пять баллов из пяти.

  • 1
=) Спасибо за описание книги, Оксана Александровна! Метафоры приятно окутывают как шум прибоя на берегу моря теплой ночью ...) Да, мне полезно читать книги, которые полны метафор (Цвейг, Брэдбери). Про зеркало точно подчеркнуто. Я думаю, это тяжело в большинстве случаев не обманывать себя касательно всей правды и лжи. Тем более грань иногда очень тонкая между двумя этими реалиями!

Оксан, я думаю, что нам - сенсорикам - эту книгу довольно сложно воспринимать, поэтому и нужно ее читать. Для развития!

  • 1